Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Радуга» в городе Бузулуке создано 1 ноября 2013 года в соответствии с законом Оренбургской области от 07.07.2013г. № 1616/492-V-ОЗ «О прекращении реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления Оренбургской области», постановлением Правительства Оренбургской области от 01.03.2013г. №146-П «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Оренбургской области (2013–2018 г. г.)».

Радуга

Основным предметом деятельности учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной помощи государства. Учреждение рассчитано на предоставление социальных услуг в стационарных условиях 22 несовершеннолетним.

В соответствии с Уставом учреждение выполняет государственное задание, формируемое и утверждаемое учредителем — Министерством социального развития Оренбургской области. При выполнении государственного задания воспитанникам, их родителям (законным представителям) предоставляются следующие социальные услуги в объемах и формах, установленных национальными стандартами социального обслуживания населения:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые.

В состав учреждения входят следующие структурные подразделения:

  • Отделение социальной диагностики;
  • Отделение социальной реабилитации № 1;
  • Отделение социальной реабилитации № 2.

1. Отделение социальной диагностики расположено по адресу: г. Бузулук, ул. Октябрьская, д.22., оснащено достаточно полным диагностическим компьютерным комплектом.

Отделение и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с аппаратом и структурными подразделениями Центра, а так же с организациями и учреждениями, решающими вопросы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Отделение социальной диагностики

Временный приют и социальная реабилитация несовершеннолетних, предоставление социальных услуг осуществляются в двух стационарных отделениях.

2. Отделение социальной реабилитации №1 рассчитано на 12 детей и расположено по адресу: г. Бузулук, ул. Огородная, д.13А.

Отделение занимает одноэтажное здание облицованное кирпичом, кровля металлическая, расположено на обособленном земельном участке, обнесенном металлическим забором, имеющем запирающиеся 2-ое ворот и 3-и калитки. На центральной калитке установлено запирающее устройство с дистанционным управлением и видеодомофон.

Отделение   социальной реабилитации №1

Для организации питания в отделении имеется пищеблок, включающий в себя варочный цех, столовую на 12 посадочных мест.

В отделении имеется отдельная прачечная, укомплектованная двумя стиральными машинами автомат для стирки белья.

Медицинское обслуживание несовершеннолетних осуществляется медицинской сестрой, имеющей среднее специальное образование и сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии». Медицинский блок включает в себя: изолятор на 2 койко-места и медицинский кабинет.

Обучение несовершеннолетних школьного возраста организуется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в муниципальном автономном образовательном учреждении «СОШ №10». Образовательное учреждение расположено в 500 метрах от стационарного отделения.

3. Отделение социальной реабилитации № 2 рассчитано на 10 детей и расположено по адресу: г. Бузулук, ул. Заречная, д.15. 

Отделение занимает одноэтажное кирпичное здание под металлической кровлей, расположенное на обособленном земельном участке, обнесенном металлическим забором, имеющем запирающиеся 2-ое ворот и 2-е калитки. На центральной калитке установлено запирающее устройство с дистанционным управлением и видеодомофон.

Отделение  социальной реабилитации № 2

Для организации питания в отделении имеется пищеблок, включающий в себя варочный цех, столовую на 10 посадочных мест.

Медицинское обслуживание несовершеннолетних осуществляется медицинской сестрой, имеющей среднее специальное образование и сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии».

Медицинский блок включает в себя: изолятор на 2 койко-места и медицинский кабинет.

В отделении имеется отдельная прачечная, укомплектованная двумя стиральными машинами автомат для стирки белья.

Обучение воспитанников школьного возраста организуется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях «СОШ №4», «СОШ №5» по различным видам программ: общеобразовательной, адаптированной программе VII вида, коррекционной программе VIII вида в зависимости от имеющихся заключений ПМПК. Образовательные учреждения расположены в 2 километрах от стационарного отделения, перевозка воспитанников осуществляется автомобилем ГАЗ-322121 с одиннадцатью посадочными местами для детей в сопровождении воспитателя и социального педагога. Так же разработан и утвержден маршрут пешего движения. Воспитанники отделения обеспечиваются необходимыми учебниками и школьно-письменными принадлежностями.

Налажено тесное взаимодействие с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская больница» города Бузулука по оказанию неотложной медицинской помощи воспитанникам.

Содержание деятельности отделений

В стационарных отделениях специалистами реализуются реабилитационные, коррекционные и развивающие программы, разработанные на основе следующих принципов: природсообразности, гуманизма, личностной и социальной обусловленности, культуросообразности, создание условий для самоопределения и развития ребенка. Работа ведется по направлениям:

Духовно-нравственное

В целях усвоения воспитанниками социальных норм, умений, принятых в обществе, форм культурного поведения и общения реализуется программа «Основы нравственности». Используются разнообразные формы работы:

  • занятия: «Добрые и не добрые дела», «Детям планеты — мир без тревог и слез» и др.; 
  • беседы: «Блокада Ленинграда — подвиг народа», «Счастливая семья», «Семь желаний для моей се­мьи»;
  • викторины:«Музыкальная шкатулка», « Наш друг кино» и др.
1684_05

Валеологическое направление

В целях охраны здоровья и физического развитии воспитанников, привития навыков здорового образа жизни реализуются программы:«Уроки Мойдодыра» — основы личной гигиены и культуры быта. «Моя безопасность в моих руках» — формирование основ валеологических знаний и безопасности жизни.

Проводятся веселые старты, спортивные состязания, занятия «Вредные привычки», «Выбирая спорт, мы выбираем жизнь», «На зарядку становись», беседы«Здоровое питание», «Правила личной гигиены».

Также ежедневно проводятся профилактические мероприятия в соответствии с сезоном года: дыхательная гим­настика, комплекс упражнений для рук (точечный массаж), комплекс упражнений для горла (профилактика ан­гины), комплекс упражнений для шеи и спины, хождение босиком, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика бодрящая.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

В целях организация безопасных для жизни и здоровья детей условий пребывания в Центре и за его пределами, их мак­симальной защищенности реализуется программа «Мой друг светофор» проводятся разнообразные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни:

  • беседы: «Наша безопасность» «Как прожить долго здоровым и молодым», «Человек и погода», «Одевайся по погоде», «Зимние забавы могут быть опасными, „Внимание насекомые,„Осторожно — жара!»;
  • инструктажи по технике безопасности во время подвижных игр, экскурсий, поездок и т. п.;
  • игровые занятия: «Колесо безопасности», «Ценности. Что нужно ценить?», «Расте­ния, которые лечат»;

Осуществляется непрерывный контроль и наблюдение за жизнедеятельностью воспитанников, проводится обучение правилам безопасности.

Трудовое направление

В целях привития трудовых навыков с воспитанниками проводятся беседы: «Каждой вещи своё место», «Человек и труд- дружно живут».
Ежедневно уделяется внимание совершенствованию навыков аккуратного приема пищи, опрятности, привычки сле­дить за своим внешним видом, пользования средствами личной гигиены и др. Реализуется программа «Чистюля» — основы трудовых навыков.

Гражданско-патриотическое направление

По данному направлению реализуются программы:«Я люблю тебя Родина» — патриотическое воспитание,«Азбука права» — основы правовой грамотности.

Цели: формирование патриотических качеств, привитие любви к Родине. Способствовать осмыслению себя как гражданина общества.

Проводятся следующие мероприятия:

  • беседы: «Государственные символы России», «История русского народного костюма», «Гражданин нового века», «За край родной», «История Российской армии», и др.;
  • митинги: «Свет памяти, свет скорби и любви», «Памяти защитников Родины»;
  • литературно-музыкальные композиции: «Цветы и порох», «Дети войны“, Войны священные страницы» и др.;
  • викторины: «Песни великого подвига», «Символы государства».

Интеллектуально-познавательное направление

В целях формирования положительной мотивации и активизации познавательной деятельности воспитанников проводятся коллективные и индивидуальные мероприятия:

Реализуются программы:

  • «Развивайка» — коррекционно-развивающие занятия для младших школьников;
  • «Веселый счет» — коррекция математических представлений дошкольников; «Преодолеваем трудности по математике» — коррекционные занятия для младших школьников;
  • «Преодолеваем трудности по чтению» — коррекционные занятия для младших школьников;
  • «Преодолеваем трудности по русскому языку» — коррекционные занятия для младших школьников.

Культурно-эстетическое направление

В целях создания условий для творчества, развития разносторонних интересов и увлечений, интеллектуальных, творче­ских, организаторских способностей детей реализуется программы: «Семейные ценности» — основы этики семейных отношений. Развитию художественно-творческих способностей способствуют:

  • занятия:«Волшебное солнышко», «Мода и стиль», «Этика в одежде»;
  • викторины: «Эти чудесные сказки», «Семь нот — семь песен» и др.;
  • выставка рисунков: «Ах, какое наше лето!», «Мой любимый котик», «Цветочек аленький» и др.;
  • театрализованные игры: «Как лиса не старалась...», «Сказка в гости к нам пришла», «Лучшие друзья»; 
  • кружковая работа и конкурсы поделок: открыток на 23 февраля, открыток для мамы, «Летний букет», «Осенний букет», «Ёлочная игрушка» и др.

Экологическое направление

Реализация программы: «Юный эколог» с цельюформирования культуры экологического поведения.
В рамках данной программы осуществляется организация мероприятий по защите, уходу и улуч­шению природного окружения:«Осенний букет», «В мире животных», «Зеленые любимцы». Проводятся экскурсии и по­ходы на природу, беседы: «Природа моей малой родины»,«Я и мир вокруг».

Профориентационное направление

В целях оказания помощи в осознанном выборе профессии с воспитанниками проводятся следующие мероприятия:

  • занятия с презентацией:«Я и моя профессия», «Мир профессий»;
  • игры-викторины: «Мир профессий», «Модный приговор»;
  • беседы: «Профессии всякие нужны и все важны», «У кого мастерок, у кого молоток», «Дело мастера боится» и др.. Таким образом, реализуется программа: «Я выбираю путь».

Социально-бытовое направление

В целях формирования навыков гигиены, самообслуживания, бытовой ориентировки в течение года проводятся заня­тия: «Уход за одеждой и обувью», «Одевайся по погоде», «Покупки в магазине» и др.

Социально-правовое направление

В целях совершенствования знаний о гражданских правах и обязанностях, о законодательстве России, социальные педагоги осуществляют деятельность по программе «Права и обязанности». Программа реализуется посредствам следующих мероприятий:

  • беседа: «Осознание свободы личности и ее границ»;
  • занятия: «Право быть ребенком», «Право ре­бенка на безопасность и ненасилие в семье»;
  • анкетирование:«Знаете ли вы свои права?», «Знаете ли вы свои обязанности?».
  • тренинги: «Давайте понимать друг друга», «Мы поссоримся, мы помиримся», «Откроем сердце друг другу».

Профилактическое направление

В целях предупреждения безнадзорности, самовольных уходов, проводится профилактическая работа с несовершеннолетними и семьями по предупреждению правонарушений, находящимися в социально опасном положении. Данные цели достигаются посредствам реализации программ:

  • «Дружная семья» (развитие коммуникативных умений и межличностного взаимодействия у подростков);
  • «Уверенность в завтрашнем дне» (профилактика девиантного поведения у подростков);
  • «Профилактики и коррекции самовольных уходов в условиях социально-реабилитационного центра»(коррекция и развитие социальной компетенции подростков);
  • «Сталкер» комплексная программа профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения. Данная программа позволяет выработать навыки уверенного поведения в сложных и провоцирующих ситуациях. Автоматизированное тестирование детей на протяжении реализации программы позволяет отследить динамику сформированности установки на неприятие потребления ПАВ.

С целью оказания правовой помощи проводятся юридические консультации, профилактические беседы с подростками об ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных действий, «Права и обязанности несовершен­нолетнего» и др.

Психологи реализуют в своей практике программы по направлениям в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.

1. Коррекция и развитие познавательной сферы воспитанников:

  • «Малышата» — сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста;
  • «Умничка» — развитие когнитивной сферы воспитанников дошкольного возраста;
  • «Уроки маленьким совятам» — развитие познавательных процессов младших дошкольников; 
  • «Солнышко в ладошках» — активизации речевой деятельности не говорящего ребенка 3–4 лет посредством развития мелкой моторики рук;
  • «Формирование психологической готовности к обучению в школе» — коррекция познавательной сферы дошкольников.

2. Коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников:

  • «Мир чувств и эмоций» — повышение адаптационных возможностей воспитанников дошкольного возраста;
  • «Мы охотимся на льва» — снижение уровня тревожности и страхов у дошкольников;
  • «Доброта живет в каждом»- снижение уровня агрессивного поведения у детей дошкольного возраста;
  • «В согласии с собой» — повышение уверенности в себе, повышение самооценки у дошкольников;
  • «Я — творец» — развитие творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • «Я и мой внутренний мир» — программа психологического сопровождения несовершеннолетних;
  • «Яркие краски жизни» — активизация внутренних ресурсов для успешной социальной адаптации воспитанников школьного возраста;
  • «Я — личность» — повышение самооценки у подростков;
  • «Познай себя» — снижение уровня тревожности у подростков;
  • «Учусь владеть собой» — снижение уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
  • «Смешные страхи» — снижение уровня тревожности и страхов детей младшего школьного возраста; 
  • «Мой эмоциональный мир» — коррекция самооценки, развитие навыков саморегуляции у детей школьного возраста;
  • «Навстречу тишине» — профилактика эмоциональных проблем, саморегуляция эмоций, релаксация воспитанников школьного возраста;
  • «В согласии с собой» — повышение самооценки, снижение уровня тревожности у младших школьников;
  • «Дорога в светлое будущее» — коррекция и снижение склонности подростков к суицидальным мыслям и поведению;
  • «Я — часть мира» — повышение уровня социально-психологической адаптации воспитанников школьного возраста.

3. Программы, направленные на психологическое просвещение и личностный рост воспитанников:

  • «Чем люди отличаются друг от друга?» — психологическое просвещение младших школьников;
  • «Основные состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель» — психологическое просвещение старших подростков, развитие самосознания;
  • «Эмоциональный мир человека» — психологическое просвещение старших подростков, профилактика эмоционально-личностных проблем;
  • «Я — концепция и ее ключевые компоненты» — содействие расширению самосознания подростков.

4. Программы на укрепление и налаживание детско-родительских взаимоотношений:

  • «Программа подготовки ребенка к проживанию в замещающей семье»;
  • «Мама + Папа + Я» — коррекция детско-родительских взаимоотношений.

Версия для печати

Поделиться новостью: