Влияние родительских установок на развитие детей

Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и т. д.

Именно поэтому родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка. необходимо избегать установок (обращений, оценок), которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие.

Вспомните, как часто вы говорите детям:

Влияние родительских установок на развитие детей

  • Я сейчас занят(а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти выражения крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе. Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.

Если хотите, чтобы ваш ребенок вырос счастливым и благодарным, чаще говорите ему:

Влияние родительских установок на развитие детей

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом — наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но от их умения чувствовать и догадываться. Желаю Успехов!

Советы для мачехи или отчима

Сегодня растет число семей с неродными родителями.

Советы для мачехи или отчима

Выстроить доверительные отношения — дело не из легких, поэтому рекомендуем придерживаться следующих правил:

1. Предоставить время: Неродные родители должны помнить, что для того, чтобы их пасынки и падчерицы признали их новыми родителями, требуется время.

Мэвис Хедерингтон, специалистка в области психических заболеваний, объясняет, почему первые несколько месяцев или лет могут быть такими трудными: «В первой стадии нового брака как сыновья, так и дочери настроены враждебно и отрицательно, и сердятся не только на своего отчима, но и на свою мать. Они злы… на свою мать за то, что она снова вышла замуж». Неродные родители должны попытаться понять чувства детей, как бы трудно это ни было.

Джой Конолли, в своей книге «Семьи с приемными родителями» (англ.) указывает на то, что неродные родители могут исправить поведение пасынков и падчериц после того, как установятся хорошие взаимоотношения с ними. Между тем, вероятно, лучше всего родной матери или родному отцу предпринять необходимые дисциплинарные меры.

С другой стороны, неродные родители также могут давать детям чувство целостности семьи, продолжая с ними делать то, что до этого доставляло им радость, например длинные прогулки или совместные игры. Не стоит время принятия пищи использовать для чтения нотаций семье.

2. Никому не давать предпочтения: Отчим или мачеха должны, по возможности, избегать оказывать предпочтение в отношении его или ее родных детей, как бы иногда это ни было трудно.

3. Осторожно приближаться: Исследование семей с неродными родителями показало, что часто главным образом у отчимов и падчериц есть затруднение в сближении друг с другом. Поэтому требуется много терпения и сочувствия. Девочки ценят словесную похвалу своего отчима, но когда отчим выражает свою похвалу жестами, например, обнимая их, они часто испытывают неловкость. Отчим должен знать, что может чувствовать девочка. Если ей неловко, то отчиму лучше чаще хвалить ее в разговоре, чем исполненными любви жестами.

4. Остерегаться ревности: Опыт показал, что многие падчерицы склонны видеть в мачехе соперницу. А дальновидная, сочувствующая мачеха может благоразумным образом предотвратить борьбу за власть. Да и отец может сделать многое для того, чтобы ослабить большую часть напряженной ситуации, заверяя свою дочь, что все еще любит ее и ценит. Исследователи предупреждают, что мачехи часто пытаются слишком резко и слишком рано быть признанной матерью. Здесь опять нужно терпение.

Советы для мачехи или отчима

Быть отчимом или мачехой не легко. Но тысячи положительных примеров показали, что эти ситуации можно преодолеть. И запомним, что лучший совет для любой семейной ситуации это проявлять любовь.

http://www.poslushanie-rebenka.ru

Советы на каждый день

Закончились шумные и продолжительные праздники, мы вновь возвращаемся в будни. За чередой ежедневных проблем, возможно, легко забыть о том разумном контроле, который необходим каждому ребенку. Вот несколько напоминаний о том, как бесконфликтно и достаточно позитивно продолжать воспитательный процесс в семье.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя — имя, которое звучит в кругу семьи — это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т. д.

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.

Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но, ни в коем случае, резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) — у каждого свои механизмы восстановления).

Главное — оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т. д.

Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите-ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно и нужно поговорить.


Рекомендации по воспитанию девочек

1. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.

2. Приводите примеры из жизни известных героинь. В них немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.

3. Чаще предоставляйте девочке возможность проявлять заботу о ком-то. И, конечно, отметайте это: признание заслуг — огромный стимул для ребёнка.

4. Если девочка часто проявляет «разбойничьи выходки», постарайтесь занять её в подвижных, спортивных играх.

5. Гармоничные и нежные отношения с отцом очень важны, потому что любая женщина ищет будущего мужа, ориентируясь именно на этот детский опыт взаимоотношений.

6. Приучайте девочку к домашнему труду, но в разумных пределах. Иначе, выйдя замуж, вопреки ожиданиям она может сказать: «Ну вот, теперь можно и отдохнуть!»

7. Мама должна очень трепетно относиться к растущей в семье девочке, являться для неё примером во всём. Заниженная самооценка у взрослой женщины почти всегда является результатом недостаточной любви матери в детстве или её излишней критичности и требовательности.

8. С детства приучайте девочку следить за собой и за порядком в своей комнате.

9. Для нормального развития девочке необходимо не только получить определённый набор умений и навыков, но и научить строить отношения с мальчиками.

10. Следует избавиться от гендерных стереотипов, например таких, как: «Мальчики — более способные математики». С раннего детства девочке лучше слышать от взрослых: «Девочки в математике могут достичь больших высот» и т. д.

11. Проявление черт характера, которые по традиции называют мужскими, у девочки во многом связано с темпераментом и индивидуальными особенностями личности. Поэтому девочка может играть в те игры, которые ей нравятся, даже с применением «мальчишеских» атрибутов.

12. Нужно помнить, что образ своей куклы ребёнок переносит на себя. Подбирайте для девочки кукол с нежными лицами и ролевыми позициями: кукла-мама, кукла-отец, кукла-ребёнок.

Особенности усвоения ролей мальчиками и девочками

Перед ребёнком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребёнка есть свои планы и намерения, свои интересы. Он имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках. Современная наука располагает данными, что первые 5–6 лет жизни — период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающие на последующем развитии слои психики и личности, в которые вплетены гендерные отношения родителей и детей. Половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом и будущем) — составная исторически сложившаяся структура самосознания.

Буквально с момента рождения ребёнка родители ориентируются на половую роль учат мальчика быть мальчиком, а девочку — девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, подборе игрушек, играх. Очень рано ребёнка поощряют подражать родителя своего пола, который становится для своего малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть её туфли, покрыть лаком ногти и т. д. В 3 года ребёнок поглощён лишь внешними различиями между полами, темп, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, а мама целует и ласкает). Поэтому, так необходимо, чтобы перед глазами ребёнка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребёнка воспитывают оба родителя, он рано включается в деятельность, свойственную его полу. Мальчик подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику уроки физических упражнений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома. Очень рано родители должны начинать поощрять в ребёнке поведение, традиционно считающееся соответствующим его полу. Словом и делом в сознании детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и для «девочек». Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. Отец проявляет большую, чем мама требовательность к тому, чтобы занятия ребёнка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку, а сына за подобные дела папа может и высмеять. А если ребёнок растёт без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины-родственники или друзья дома. Если нет такого влияния — и тормозится процесс половой социализации

С 5–6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и киногероев. У девочек это принцессы, царевны, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольников к развитию художественных способностей. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявление мужественности.

Серьёзную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. Девочку стригут под мальчика, приучают к не традиционным для неё занятиям и формам поведения. Все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребёнка. Даже невинные, на первый взгляд, переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребёнка различных сексуальных отклонений. Негативно скажется на развитии ребёнка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придёт само собой. Наивность ребёнка в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может занизить самооценку ребёнка, омрачить и последующую его жизнь.

Мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка. Мать традиционно проводит с маленьким ребёнком гораздо больше времени. Отца же ребёнок видит реже, поэтому в его глазах он менее привлекательный объект. В связи с этим, как для девочки, так и для мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью.

В плане становления половой идентичности мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов масскулинности. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребёнок в обществе (воспитатели детского сада, врачи, учителя), — женщины. В итоге мальчик гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли. Мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Стимуляция со стороны взрослых также преимущественно негативная: не поощрение «мужских» проявлений, а наказание за «мужские». В качестве примера, можно привести типичное родительское высказывание: «Как не стыдно плакать, ты же мальчик», причём мужские способы реакции на обиду или не предлагаются, или обесцениваются («нельзя драться»).

Постоянные и настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты же мальчик» сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения в какой-либо из сфер жизни.

У девочек это происходит несколько легче. Традиционно их награждают прозвищами плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т. д.. их гораздо чаще опекают родители. Не смотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой индетификации, им труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причины этого, что девочки видят жизнь своих мам, в их обязанностях — помощь мамам по хозяйству, им нельзя прыгать, кричать и т. д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков девчоночьи.

Мальчики стремятся к независимости, а девочки — к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в массовые игры, девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

Как только ребёнок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами, у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что он сам. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам. А мужчины стараются этого избежать. Пока ребёнок растёт, он видит, что именно женщина занимается такими делами, и если ребёнок — девочка, это будет интересовать её больше, чем мальчика.

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы «принцессами» и автопортретами, а мальчики — машинами и военными сражениями, и никогда наоборот. У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. У мальчиков почти каждый рисунок — новое, неожиданное принципиальное решение: дом — космический корабль; дом — стоящий на трёх слонах. Опираясь на эту символику. Легко найти эмоциональный отклик в душе ребёнка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, не затрагивает эмоций, она проходит мимо.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички — и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом всё окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает. прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно проявление интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда). Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками. Более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, острее реагируют как на поощрение, так и порицание.

Таким образом, усвоение ролей мужчины и женщины сводится к осознанию детьми своей принадлежности к одному из полов и формированию знаний и навыков поведения того пола, к которому ребёнок принадлежит: у девочек — фемининного, у мальчиков — маскулинного.

Вебинары для родителей «Семейный университет»

(Проект «Семейный университет» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов).

В 2017 году реализован проект Национального института защиты детства «Родительский университет — дистанционное обучение родителей».

В проекте «Семейный университет» принимают участие дети и родители из 11 регионов РФ.

Цель проекта: реализация дистанционных форм родительского просвещения, профессиональной поддержки семьи, направленных на развитие компетенций в сфере позитивного родительства и ненасильственного воспитания у родителей, навыков неконфликтного и безопасного социального поведения у детей.

В рамках проекта реализуются следующие мероприятия:

1. Проведение курса дистанционного обучения родителей, направленного на повышение родительских компетенций, формирование мотивации к получению квалифицированной помощи в преодолении дефицитов и сложностей в воспитании детей.

Дистанционный курс состоит из трех блоков:

  • «Подростковый возраст»
  • «Младший школьный возраст»
  • «Дошкольное детство»

Каждый блок курса включает в себя серию из 10 вебинаров по актуальным вопросам воспитания детей таким как:

  • возрастные особенности детей и задачи на каждом возрастном этапе развития;
  • понимание и разбор причин «трудного» для родителей поведения в этом возрасте;
  • наказания и поощрения в процессе воспитания;
  • формирование представлений о причинах и последствиях физических наказаний для ребенка;
  • знакомство с особенностями формирования норм поведения и границ для детей данного возраста;
  • знакомство родителей со способами и приемами воспитания детей без применения насилия;
  • как играть и общаться с детьми, как разговаривать о чувствах;
  • и т. д.

2. Разработка и проведение интерактивной программы обучения детей «Путешествие в страну безопасности», направленной на формирование позитивных навыков личной безопасности и ассертивного поведения (с использованием дистанционных форм).

С 25 января 2018 года в 11 регионах начались занятия групп дошкольников. На занятиях, которые проводятся по четвергам в 10:00 по Московскому времени, дети приобретают социальные навыки неконфликтного общения, поведения с незнакомыми людьми, реакции на оскорбления, беседы со взрослыми, распознания угрожающих ситуаций. В настоящее время идет активный набор групп младших школьников, которые приступят к занятиям в апреле 2018 года и приобретут социальные навыки неконфликтного взаимодействия, противостояния агрессивному поведению, оскорблениям, управления проблемными ситуациями, навыками отказа от нежелательных действий.

3. Оказание профессиональной поддержки родителям по проблемам воспитания и неконфликтного безопасного социального поведения.

Родителям, участвующим в проекте, будет предложена профессиональная поддержка в виде родительских консультаций для разбора трудных ситуаций. Консультации проводятся в индивидуальной форме.

Записи прошедших встреч 2017 года для родителей детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста можно найти на сайте: http://защитадетства. рф/

УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПРОЕКТА БЕСПЛАТНОЕ!

Уважаемые родители! Получить более подробную информацию о проекте, а также:

  • записаться на он-лайн консультацию со специалистом по детско-родительским отношениям;
  • узнать о возможностях участия детей в программе «Путешествие в страну безопасности»;
  • получить доступ на вебинары для родителей

можно по телефонам: 8922–877–98–48 (Бострикова Ангелина Михайловна)

С уважением ваш психолог!



Версия для печати

Поделиться новостью: