Как не потерять доверие вашего ребенка

Один из трех китов, на которых строятся правильные отношения между детьми и родителями — это доверие ребенка. С рождения ребенок доверяет нам безоговорочно — это закон природы. Потерять детское доверие сложнее, чем доверие взрослого человека. Но многие родители все-таки умудряются это совершить.

Чтобы потерять доверие ребенка, достаточно регулярно допускать несправедливость, обманывать, манипулировать… Практически нет родителей, которые бы избежали в отношениях с ребенком ошибок, влекущих за собой потерю детского доверия. Часто мы подрываем доверие ребенка к нам еще в очень раннем возрасте, когда думаем, что он еще ничего не понимает или понимает мало.

В возрасте до трех лет почти полностью определяется мироощущение ребенка, поэтому важно именно в это время сохранить доверие ребенка. Все мы этого хотим, но не всегда задумываемся, что же для этого нужно делать, а чего не делать.

Чего не нужно делать родителям:

Как не потерять доверие вашего ребенка

Часто родители грешат против справедливости. Пример: ребенок недавно научился ползать и вставать, и в процессе познания окружающего мира, добрался до маминой помады и испортил… Какая реакция родителей? Правильно, в большинстве случаев — наказание. Бедного ребенка ругают, а то и шлепают. А за что? Он понятия не имел, что вам это не понравится. Он просто познает мир. Это нам неприятно то, что он натворил, это мы приписываем ему дурные побуждения, которые нужно искоренять.

Самая распространенная форма несправедливости — бессмысленные запреты. Бессмысленные не потому, что они сами по себе смысла не имеют, а потому, что ребенку они не понятны. Мы часто говорим «нельзя», «не трогай», причем ребенок видит, что нам-то это можно. Сами-то мы разве чего-то не делаем просто потому, что нельзя? Нет — мы чего-то избегаем только потому, что понимаем вредные последствия.

Родители часто прибегают к пустым обещаниям или просто не беспокоятся о том, чтобы исполнять то, что пообещали ребенку. Почему-то считают, что он забудет, что он маленький и не понимает — заблуждение, все он понимает даже маленький. Неисполнение нами обещаний ребенку — очень серьезная ошибка, влекущая за собой как потерю его доверия, так и то, что он научится так же пользоваться своими обещаниями — сначала с нами, а потом с другими — со всеми вытекающими из этого последствиями.

Доверяя нам, ребенок справедливо ждет, что мы защитим его в случае опасности, утешим в горе, никогда не бросим, встанем на его сторону в конфликтах, сохраним его секреты, не будем смеяться над его недостатками и ошибками. Того же самого мы ждем от тех, кому доверяем и нам очень больно, когда эти ожидания не оправдываются, мы чувствуем, что нас предали. Но почему-то, когда речь идет о ребенке, мы очень легко его предаем, оправдывая себя воспитательными целями.

***

Ребенок очень хочет нам доверять, это ему жизненно необходимо. И он будет рад вернуть нам свое доверие, если увидит, что мы его достойны.

Что нужно делать родителям:

Как не потерять доверие вашего ребенка

С самого раннего возраста к ребенку следует относиться как к равному. Как правило, родители признают этот постулат, но на деле все происходит иначе.

Не бросать слов на ветер: либо действительно исполнить пожелание ребенка, либо сразу объяснить, почему это невозможно.

Ни в коем случае нельзя лгать детям. На вопросы детей нужно отвечать честно и достоверно. Если какую-то информацию, по мнению родителей, ребенку получать еще рано, то ее нужно дать, но дозировано, исходя из его возраста и личных особенностей.

Если дети доверяют свои секреты, мысли и при этом просят хранить сказанное втайне, необходимо держать полученную информацию при себе, не передавая ее никому, в том числе и второму родителю.

Самое важное, что требуется от родителей, чтобы не потерять доверие собственных детей и не стать для них чужими — это любовь, внимание и поддержка. Дети хотят видеть в родителях не только наставников, но и верных друзей.

Пока ребенок маленький — шанс все исправить у нас есть. А лучше сразу беречь искреннее доверие ребенка — это залог не только хороших отношений между вами на всю жизнь, но и того, что из вашего ребенка вырастет морально здоровый и счастливый человек.

Как объяснить, что ребёнок поступает неправильно?

Рекомендации:

  • не спрашивайте, почему малыш намусорил в детском уголке. Дайте ведёрко, тряпочку, пусть соберёт мусор, вытрет пол. Помогите, подскажите, но не делайте всю работу;
  • нельзя пугать наказанием, которое будет позже (или вы о нём забудете вовсе);
  • скажите, что вы расстроились из-за плохого поступка; строгим голосом объясните, что в вашей семье так не поступают;
  • ограничьте сладости, общение с компьютером, пропустите совместный просмотр мультфильмов, поход в кинозал. Ещё варианты: откажитесь от визита в гости из-за его проступка, скажите, что обещанный подарок он пока не заслужил;
  • посадите ребёнка на стульчик или в кресло, пусть спокойно посидит 5–10 минут. Нельзя смеяться, поддаваться на капризы, наигранные слёзы. Всем видом покажите, что вы расстроены;
  • нельзя унижать детей, рассказывать, что вы опозорите его перед близкими/соседями/одноклассниками/ребятами во дворе за его проступки. Низкая самооценка, травмированная психика, злость, упрямство, обида на родителей — далеко не полный перечень последствий неправильных действий «горе — воспитателей»;
  • нельзя шлёпать, бить, запугивать ремнём: малыш будет бояться физического наказания, но не поймёт, почему его ругают;
  • не ставьте в угол, откажитесь от криков, запугивания «плохим дядей», «бабаем», чудищами. Никогда не говорите маленькому проказнику, что вы его бросите/разлюбите/отдадите дяде или злой собаке. Дочка или сын могут испугаться, получить психологическую травму. «Меня не любят, я никому не нужен», — что может быть страшнее для малыша.

Когда нельзя наказывать и ругать детей

Психологи выделяют 5 ситуаций, при которых взывание к совести, наказание только ухудшит положение:

  1. после перенесённой психологической/физической травмы, нервных потрясений. Случаи детского суицида из-за «двойки» в школе, боязни наказания, к сожалению, не единичны;
  2. во время болезни, когда неадекватное поведение, капризы появляются по причине плохого самочувствия;
  3. если вы раздражены, пытаетесь сделать сына или дочку виноватыми в ваших неудачах и проблемах;
  4. во время помощи по дому, при выполнении сложных заданий. Наказание в такой важный момент снизит стремление к самостоятельности, отобьёт охоту участвовать в домашних делах, наведении порядка (всё равно я сделаю не так);
  5. при сомнении в своей правоте. Если вы не знаете, как лучше поступить, подумайте, проанализируйте ситуацию, не наказывайте ребёнка потому, что «так делают другие». В сложной ситуации посоветуйтесь с опытным психологом.

Помните: родительский труд — ежедневное, тяжёлое занятие, но при правильном подходе награда, отдача за любовь, доверие непременно будет.

Основные принципы воспитания счастливого ребёнка:

  • последовательность действий;
  • терпение, настойчивость, желание научить;
  • искренний интерес к делам маленького человечка/дошкольника/подростка;
  • воспитание на личном примере; признание личности в любом возрасте;
  • уважение к мыслям, чувствам детей;
  • нельзя пилить, напоминать по сто раз, чтобы малыш что-то сделал. Такие действия провоцируют истерики, капризы, активное сопротивление;
  • поощрение за выполненные поручения;
  • нельзя поддаваться на провокации, грубость, истерики;
  • не откликайтесь на эмоциональные взрывы маленького капризули, пусть успокоится, тогда и поговорите;
  • откажитесь от физического, психологического насилия по отношению к деткам, но не позволяйте унижать, бить вас и близких;
  • для родителей важно самообразование, постоянное развитие, чтение книг по психологии, статей в научно-популярных журналах;

Если ребёнок не учит уроки, что делать?

Многие родители спрашивают: «Если ребенок не учит уроки, что делать?» Для начала необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Возможно, она банальна — непонимание предмета. Если это так, необходимо помочь ребенку.

Несложные рекомендации, о выполнении домашнего задания.

  • Не превращайте занятие в игру.
  • Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, дайте ребенку немного отдохнуть. Он должен быть бодр и свеж, иначе знания не усвоятся.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности с первого класса.
  • Составьте расписание выполнения уроков. Делайте это совместно с детьми, они должны быть непосредственными участниками процесса.
  • Поощряйте детей.
  • Не забывайте о наказании в виде лишения компьютерных игр, просмотра телевизора.
  • Прогулки на свежем воздухе запрещать нельзя, школьник должен отвлекаться от учебы.
  • Улица — самое подходящее для этого место.
  • Никогда не повышайте голос из-за плохих оценок. Если ребенок не справляется, постарайтесь найти причину. Не получается сделать это самому, обратитесь к профессионалам.
  • Имейте выдержку и терпение.
  • Применение физической силы недопустимо.
  • Объясняйте ребенку, что хорошо учиться в современном мире очень модно. Образование — залог престижной работы в будущем.

Если ребенок не слушается

Дети — главная забота родителей, требующая вложения сил и энергии. К сожалению не всегда наши усилия приводят к желаемым результатам. Непослушание является наиболее распространённой формой сопротивления требованиям или просьбам педагогов и родителей у большинства детей и подростков. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Если ребенок не слушается

Как не ошибиться, распознать проблемы вовремя, выявив причины появления и выстроить правильный алгоритм их решения? Здесь, прежде всего, следует начать с определения причин его появления.

Первая из причин плохого поведения ребенка — желание обратить внимание на себя. Возможно родители, пренебрегая похвалой, принимая положительное поведение ребенка как данность, реагируют только на непослушание. Дети в этом случае, начинают получать хоть какое-то внимание хорошо известным им способом.

Также причиной плохого поведения детей может стать и обратное поведение родных — чрезмерная опека. Особенно, если она сопровождается командным, приказным тоном родителей, проявлением абсолютной власти над ним. В такой ситуации малыш может вести себя плохо для того, чтобы показать свою значимость как самостоятельной единицы, характер и независимость.

Наглядное непослушание ребенок может проявлять в результате нанесенной ему обиды или разочарования. Если малыш считает себя нарочно обиженным, он захочет отомстить. Причиной обиды может послужить невыполнение обещаний, рождение второго ребенка на фоне уменьшения внимания первому малышу, несправедливые наказания.

Как научить ребёнка слушаться?

Ознакомьтесь с принципами, которых необходимо придерживаться в семейном воспитании с целью предупреждения детского непослушания:

  1. Правила. Ребёнок должен чётко знать, что ему можно, а что — нет.
  2. Авторитет. Ребёнок не ищет свободы, он ориентируется на авторитет родителей и на их пример.
  3. Наказание пропорционально нарушению. Пусть ребёнок знает, что если он допустил оплошность, нарушил установленные в семье правила — то за этим последует адекватное наказание.
  4. Не игнорируйте ребёнка как личность. Пусть порицание получит только нехороший поступок ребёнка, а не сам малыш. Нужно говорить: «Ты хороший ребёнок, просто ты сейчас плохо поступил».
  5. Всё в жизни относительно. Прежде чем настоять на чём-то, подумайте: «А действительно ли важно то, что я сейчас требую от ребёнка?» Всё взвесьте и не сердитесь на него, и вы увидите, что у него вскоре отпадёт интерес вытворить что-нибудь эдакое.

Следуя этим правилам, вы вскоре увидите, как ребёнок начнёт вести себя именно так, как вы от него ожидаете. Создайте доверительную атмосферу. Настоящее послушание возможно только в отношениях доверия и честности. Ребёнок видит, что родитель пока лучше знает, как решить те или иные вопросы. В отличие от атмосферы строгости, ребёнок не боится спросить, выяснить, как верно поступить.

Если ребенок не слушается

Главное — вовремя заметить собственные ошибки воспитания и прекратить оскорблять ребенка. Никому не дозволено унижать достоинство другого человека, даже тем, кто подарил ему жизнь. Выражайте недовольство в мягкой, приличной форме, подвергая здоровой критике не самого ребенка, а конкретный неверный поступок.

 

Педагогика ненасилия

Педагогика ненасилия — относительно новое и непривыч­ное понятие. Однако это направление обретает все большую популярность, становясь приоритетным в современной теории и практике.

Педагогика ненасилия отрицает необходимость применения жестких насильственных методов и средств воспитания ребенка, признает методы мягкого, опосредованного воздействия и право ребенка двигаться в развитии своим темпом.

Педагогика ненасилия

К сожалению, современный ребенок может столкнуться с насилием и на улице, и в образовательном учреждении, и в семье. Широкое распространение в последнее время получило так называемое «медианасилие», оказывающее свое негативное влияние на детей (телевидение и Интернет с их боевиками, фильмами ужасов, триллерами, компьютерными играми, содержащими огромное количество сцен насилия).

Все это говорит о том, что проблема гуманизации детской среды, отказ от принуждения и насилия во взаимоотношениях участников педагогического процесса, является сегодня одной из актуальных жизненных и педагогических проблем.

Ребёнок — Человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете, прежде всего, родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви. Известный педагог и психолог И. С. Кон отмечает: «В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощения мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все».

Педагогика ненасилия

Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития человека.

И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия: семья — ребёнок — нравственность — поступок — семья. Другими словами: «Что посеешь, то и пожнешь».

Выйти из ситуации, когда вдруг кажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут вам, как мы очень верим и надеемся, следующие советы:

  1. Прежде всего — просто постарайтесь сдержаться от сиюминутного проявления гнева и жестокости.
  2. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство. Пожалуйста, помните, что перед вами маленький, беззащитный, зависимый от вас человек, не имеющий права ответить адекватно на вашу жестокость.
  3. Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. 
  4. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
  5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
  7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его? Как его успокоить?
  10. Начните разговор с добрых и поддерживающих ребенка слов. 

Безопасность вашего ребенка

Нам всем (и дети — не исключение) часто кажется, что на знакомой улице, в своем подъезде с нами не может случиться ничего страшного. Чаще всего это действительно так. И все же не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности. Постарайтесь объяснить ребенку, что соблюдение этих правил избавит его от неприятностей, а вас — от лишних переживаний.

1. Следует ежедневно напоминать ребёнку о том, что разговаривать с незнакомцами и брать вещи из их рук нельзя! В случае, когда чужой человек захочет применить силу, малышу нужно немедленно закричать и позвать на помощь.

2. Еще одно правило безопасности на улице настойчиво рекомендует не брать в руки шприцы, разбитые стеклянные бутылки, а также пакеты с непонятным содержимым и так далее.

3. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать основные правила дорожного движения, а именно: где и в каких местах положено переходить дорогу, почему игры рядом с проезжей частью запрещены и так далее.

4. Очень важно научить ребенка постарше предупреждать, куда, когда и с кем он идет гулять. Объясните, что эта информация вам нужна не потому, что вы любопытны и хотите держать его жизнь под контролем, а в целях его безопасности и вашего спокойствия.

5. Объясните, что играть стоит во дворе, а не у дорог, в подвалах, на чердаках и стройках и других небезопасных местах, также стоит избегать контакта с бездомными собаками и кошками, ни в коем случае их не следует дразнить!

6. Если ребенок собирается гулять во дворе своего дома, нужно понимать, что надевать ювелирные украшения и другие дорогостоящие аксессуары нет необходимости. Все дело в том, что эти предметы привлекают внимание преступников и асоциальных лиц.

7. Ключи от квартиры ребенку следует положить в потаенный карман, а не вешать на шею для всеобщего обозрения.

10 заповедей Януша Корчака для родителей

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не унижай!
  • Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  • Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  • Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак

Организация летнего досуга детей

Организация хорошего и плодотворного детского отдыха в период летних каникул — важная задача, стоящая перед родителями. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, интересных занятиях, которые повышают устойчивость к различным заболеваниям и отвлекают от вредных привычек.

Если вы хотите, чтобы каникулы ваших детей были незабываемые, нужно следовать некоторым правилам:

  • уважение к желаниям и самостоятельности детей (позволяйте им принимать решения, доверяйте им посильные дела);
  • будьте другом детей (выслушиваете их, будьте рядом, будьте добрыми);
  • помогите своим детям выбирать полезные занятия (не судите ребенка, поощряйте за старания);
  • лето — пора отдыха (нельзя сводить духовный мир маленького человека только к обучению, он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями);
  • друг вашего ребенка — отличная возможность увидеть, какие его потребности не реализуются в общении с Вами (какими бы странными не казались друзья вашего ребенка, они ему зачем-то нужны, поэтому не стоит их резко критиковать, эффект может быть обратным);
  • старайтесь предотвратить наказания (физическое наказание — это показатель не только вашей слабости, растерянности, бессилия, но и педагогического бескультурья);
  • общайтесь с детьми (не забывайте делиться со своими детьми удачами и неприятностями на работе — и они будут открывать вам свои тайны, ждать вашего совета, поддержки).

Лето — пора не только отдыха, но и укрепления здоровья, закалывания и оздоровления витаминами всего организма. Рационально организовывайте режим питания, сделать питание калорийным и полезным. Дети должны высыпаться, так как от недосыпания развиваются неврозы, возрастает утомленность.

Помните! — хорошее настроение, царящее в кругу семьи, совместная деятельность сближает детей с родителями и создает атмосферу ярких незабываемых каникул.

Как подготовить ребенка к новому учебному году

Каждый из нас хорошо помнит, каково это возвращаться в школу после продолжительных летних каникул. Даже самые прилежные и дисциплинированные школьники не могут быстро втянуться в жёсткий школьный график. Как организовать ребенку спокойный постепенный переход от летних каникул к учебным занятиям?

Подготовку к новому учебному году надо начинать заблаговременно, желательно проводить очень тонко и ненавязчиво. Необходимо постепенно восстановить тот режим труда и отдыха, который был до начала летних каникул.

1. За 2–3 недели до конца каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15–20 минут раньше.

2. Не надо пугать ребёнка наказанием учителя, если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций. Посвятите во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее сложных для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере, без криков. Помните, все имеют право на ошибки. Хвалите ребёнка за любую мелочь. Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.

3. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимые вещи будет гораздо сложнее. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время.

4. Чтобы избежать конфликтов и капризов в магазинах, предлагайте несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку выбрать самостоятельно. Ребёнок, думая, что он именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните нервы и деньги.

5. Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение.

6. Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому найти выход из положения. Тогда правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок, опять же, будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до минимума.

7. Проведите эти несколько дней уходящего лета спокойно, в совместной деятельности.

8. Если ваш ребёнок идет в первый класс или переводится в другую школу, за несколько дней до первого сентября сходите вместе с ним на экскурсию в школу, чтобы он был в курсе, где находится его школа. Напомните номера автобусов, название остановки, попросите проговорить весь маршрут. Зайдите в само здание, покажите ему классы, столовую, раздевалку, туалет. Это значительно облегчит его адаптацию. Обязательно проверьте, знает ли он точный адрес проживания, домашний и рабочие номера телефонов. Лучше всего занести все необходимые данные в дневник. Родителям также будет полезно знать номера телефонов директора, секретаря, классного руководителя.

Как вырастить мужчину в семье без папы?

Мир, в котором мы живем, сильно изменился с тех пор, когда фигура отца-мужчины была особо значима для мальчика, где с ранних лет мальчик должен был обучаться мужскому делу, а примером для него был мужчина-отец, старшие братья, его дяди и деды. Сейчас мы живем в «рафинированных» условиях, где все перемешалось, в том числе и роли и обязанности. К сожалению, очень часто в семье просто нет папы. Жизнь меняется, но природу не обманешь — мальчик уже родится мужчиной, а воспитательная среда, в которой воспитывается ребенок, имеет большое влияние на то, каким он будет.

Первые 5 лет жизни играют определяющую роль в развитии мужского характера у мальчика. Чем дольше в это время ребенку приходится жить без отца, тем больше будет трудностей в его половой идентификации.

Но психологи считают, что воспитание в неполной семье может быть нормальным процессом, только оно осуществляется в более трудных для мамы условиях. Качества родителя, который воспитывает ребенка, вполне могут компенсировать ему недостаток другого родителя. Ребенок прекрасно дифференциирует мать от отца, поэтому не стоит брать на себя невыполнимые миссии.

Часто одинокая мама хочет заменить мальчику отца. Она становится строже, чем обычно. Мама начинает предъявлять к нему повышенные требования и порой даже бывает жестокой.

Главным воспитательным оружием мамы должна стать двойная ответственность. Малыш должен чувствовать, что он по-прежнему защищен, любим, что его готовы выслушать, помочь и поддержать.

Вот ряд рекомендаций мамам, которые воспитывают своих сыновей в одиночку:

  1. Чаще общайтесь с ребенком и выслушивайте его. Задавайте вопросы, интересуйтесь его жизнью в детском саду и школе, отношениями с друзьями, сверстниками. 
  2. Чаще хвалите сына. Не наказывайте его. Стабильная в эмоциональном плане атмосфера сохранит у ребенка доверие к матери и чувство собственного достоинства, уверенность в себе. 
  3. В ситуации развода, не запрещайте вспоминать прошлое, в частности отца. Это детское право. 
  4. Помогайте сыну учиться навыкам поведения, которые соответствуют их полу. Расширяйте и развивайте социальные связи семьи. Ребенок должен иметь возможность активно общаться и выстраивать отношения со знакомыми вам мужчинами. Это могут быть дедушки, это может быть крестный ребенка, это дяди, мужья маминых сестер или близких подруг, которым не все равно, кем вырастет этот мальчик. Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.
  5. Избавьте ребенка от гиперопеки. В семье, где растет мальчик без отца, этот вопрос стоит еще острее. Исходя из мысли о том, что мальчик и так обделен, мама пытается заменить ему общение с отцом. И мамы становится слишком много. Мальчик уже не в состоянии принимать самостоятельные решения, совершать мужские поступки, мальчик вообще понимает, что это очень даже удобно, когда все в жизни кто-то за тебя решает, потому что «он же растет без отца».

 

Соблюдение прав ребенка в семье

Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества.

Основные международные документы, касающиеся прав детей:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:

  • Семейный Кодекс РФ (1996).
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  • Закон «Об образовании».

Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей».

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка.

  • Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.
  • Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.
  • Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
  • Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
  • Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.
  • Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.
  • Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых
  • Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
  • Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
  • Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству
  • Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Отношения в семье должны складываются на основе общего согласия, с учетом традиций, справедливого распределения обязанностей, на основе уважения друг друга.

Желаю успехов!

Уважаемые родители и дети!

Наступают зимние каникулы — пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей, особенно если они остаются без присмотра взрослых. Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма.

Чтобы дети были живыми и здоровыми надо помнить ряд правил и условий обеспечения безопасности повседневной жизни и быта, а также организации активного отдыха:

  • формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
  • проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
  • решите проблему свободного времени детей;
  • проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;
  • изучите с детьми правила езды с ледяной (снежной) горки на ледянках, санках, лыжах, сноубордах и т. д.
  • постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей.

Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

Помните! Поздним вечером и ночью (с 23.00 до 6.00 часов местного времени) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых.

Осторожно, гололед!

Учите детей, что ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву. Старайтесь по возможности обходить скользкие места.

Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу — машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!

Осторожно, мороз!

Сократите или вовсе исключите прогулку с детьми в морозные дни: высока вероятность обморожения.

Зимой на водоеме

Не выходите с ребенком на заледеневшие водоемы! Если лед провалился — нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо отползти или откатиться от края.

Вот основные правила безопасного поведения в зимнее время года, которые следует помнить взрослым и учить детей соблюдать их.

Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений.

Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности.

Ребёнок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда.

Будьте для ребёнка образцом — не делайте для себя исключений.

Беседа с детьми и как правильно ее провести.

Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»:

  • сказки,
  • стихи,
  • иллюстрации,
  • мультфильмы,
  • всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.

Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения — процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас.

Социальный педагог Ольга Микулявичус

Лето прекрасное и безопасное

1. Не все, что привлекательно выглядит, является съедобным.

Лето — самое подходящее время, чтобы вместе с детьми изучить названия растений, ягод и плодов. На помощь придут энциклопедии, информация из интернета и ваши собственные знания. Если у вас есть сад, постарайтесь, чтобы в нем не росло ничего ядовитого: дети могут просто забыть, что красивые оранжево-красные ягоды ландыша или бузину ни в коем случае есть нельзя. Поэтому лучше, если их просто не будет на участке. В любом случае установите правило: ничто незнакомое в рот не брать.

2. Осторожнее с насекомыми.

Кроме ботаники, летом наглядно можно изучать и зоологию. Поговорите о том, почему не нужно размахивать руками, если рядом летает оса. Почему лучше не пользоваться резко пахнущим мылом или косметикой с сильными ароматами, чтобы не привлекать насекомых сладкими запахами. Что сделать, если все-таки укусила пчела. Для защиты от опасных насекомых выберите репеллент с натуральными компонентами, разрешенный для детей, и наносите его самостоятельно в соответствии с инструкцией.

3. Защищаться от солнца.

Стоит как можно раньше познакомить ребенка с солнцезащитным кремом и объяснить для чего и как часто им пользоваться. И даже с учетом нанесенного крема нужно не забывать про головной убор и зонт для пляжных игр, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Расскажите о периодах самого активного солнца (с 10–00 до 17–00) и объясните, что если ребенок чувствует, как ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.

4. Купаться под присмотром взрослого.

Даже если ребенок уверенно плавает или одет в специальные нарукавники, жилет и круг, обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте его из виду. Так вы сможете видеть, что ребенок плавает в специально отведенном, неглубоком месте и контролировать потенциально опасные игры, которыми дети могут увлекаться в воде.

5. Надевать защитное снаряжение.

Покупка велосипеда, роликов или скейтборда должна сопровождаться покупкой шлема и прочей защиты от травм. А надевание такого снаряжения пусть станет обязательным правилом, неважно, одну минуту ехать до нужного места или двадцать.

6. Выбирать безопасные игровые площадки.

Прежде чем посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться, что крепления прочные, а сиденье гладкое, без зазубрин и торчащих гвоздей. Аттракционы в парках необходимо выбирать в соответствии с рекомендованным правилами возрастом, напоминать детям о пристегивании и аккуратном поведении во время катания. Во время прыжков маленького ребенка на батуте, взрослому нужно находиться рядом и не разрешать кувырки или прыжки нескольких детей на батуте одновременно. Также нужно объяснить ребенку, что на солнце металлические части игровых конструкций могут сильно нагреваться и, прежде чем съезжать с горки, нужно убедиться, не горяча ли ее поверхность.

7. Мыть руки перед едой.

А также овощи, фрукты и ягоды. Чтобы избежать инфекций и «болезней немытых рук», летом необходимо чаще напоминать детям о простых правилах гигиены, а также иметь с собой влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом нужно тщательно следить за скоропортящимися продуктами и не хранить их при комнатной температуре.

Советы педагога

Домашнее обучение: 20 советов для родителей школьников от социального педагога

 

  1. Узнайте, что нужно для дистанционного обучения школьнику

Домашнее обучение — это не тотальный контроль, а работа над самостоятельностью школьника. Поддержите его! Для ребенка — это большой стресс, поэтому нужно ему помочь в переходе на новую форму обучения. Если в школе объявили о необходимости перевести учеников на дистанционное обучение, родителям нужно сначала самим разобраться, как будет проходить этот процесс.

Свяжитесь с классным руководителем, узнайте названия всех программ, которые будут использованы при работе, и составьте примерный план школьного дня. Что обязательно вам понадобится?

  • Хорошее подключение к интернету.
  • Работающая веб-камера и микрофон для видеосвязи.
  • Удобное кресло и продуманное рабочее место.
  1. Проверьте связь и изучите программы для домашнего обучения

Сначала вы должны разобраться со всеми нюансами дистанционного обучения, чтобы в случае технических неполадок, вы могли быстро помочь ребенку восстановить связь.

Ознакомьтесь с инструментами домашнего обучения, которые предоставляет школа. В основном обучение делится на две части: живое общение с учителем через видеосвязь (Zoom) и оттачивание навыков на специальных образовательных платформах.

Каждая школа сама выбирает платформу из тех, которые проверены Министерством образования и науки РФ — Учи. руЛектаЯКласс и Яндекс.УчебникРоссийская Электронная школаОбразовариум. На некоторых платформах есть возможность даже создавать соревнования между классами.

Многие родители переживают, что школьные учителя не смогут быстро адаптировать к дистанционному обучению, и это может стать причиной пробелов в школьных знаниях ребенка, особенно, если ему скоро сдавать экзамены. В этом случае поможет онлайн-школа Фоксфорд, в ней работают преподаватели из МГУ, МФТИ и ВШЭ, которые с 2016 года практикуют домашнее обучение со своими учениками. У Фоксфорда есть даже приложение для смартфона, ребенок может в любой момент повторить пройденный материал и задать вопрос в чате своему учителю.

  1. Обязательно сохраните школьный режим

Дистанционное обучение отличается от занятий в школе. Важно сохранить привычный для ребенка распорядок дня. Спланируйте день школьника, учитывайте регулярные перерывы, общение со сверстниками, не позволяйте заниматься в пижаме и со спутанными волосами. Ребенок должен на часы обучения погрузиться в школьный режим, к которому однажды ему придется вернуться.

Без названия

Прикрепленные файлы

Версия для печати

Поделиться новостью: