Как не потерять доверие вашего ребенка

Один из трех китов, на которых строятся правильные отношения между детьми и родителями — это доверие ребенка. С рождения ребенок доверяет нам безоговорочно — это закон природы. Потерять детское доверие сложнее, чем доверие взрослого человека. Но многие родители все-таки умудряются это совершить.

Чтобы потерять доверие ребенка, достаточно регулярно допускать несправедливость, обманывать, манипулировать… Практически нет родителей, которые бы избежали в отношениях с ребенком ошибок, влекущих за собой потерю детского доверия. Часто мы подрываем доверие ребенка к нам еще в очень раннем возрасте, когда думаем, что он еще ничего не понимает или понимает мало.

В возрасте до трех лет почти полностью определяется мироощущение ребенка, поэтому важно именно в это время сохранить доверие ребенка. Все мы этого хотим, но не всегда задумываемся, что же для этого нужно делать, а чего не делать.

Чего не нужно делать родителям:

Как не потерять доверие вашего ребенка

Часто родители грешат против справедливости. Пример: ребенок недавно научился ползать и вставать, и в процессе познания окружающего мира, добрался до маминой помады и испортил… Какая реакция родителей? Правильно, в большинстве случаев — наказание. Бедного ребенка ругают, а то и шлепают. А за что? Он понятия не имел, что вам это не понравится. Он просто познает мир. Это нам неприятно то, что он натворил, это мы приписываем ему дурные побуждения, которые нужно искоренять.

Самая распространенная форма несправедливости — бессмысленные запреты. Бессмысленные не потому, что они сами по себе смысла не имеют, а потому, что ребенку они не понятны. Мы часто говорим «нельзя», «не трогай», причем ребенок видит, что нам-то это можно. Сами-то мы разве чего-то не делаем просто потому, что нельзя? Нет — мы чего-то избегаем только потому, что понимаем вредные последствия.

Родители часто прибегают к пустым обещаниям или просто не беспокоятся о том, чтобы исполнять то, что пообещали ребенку. Почему-то считают, что он забудет, что он маленький и не понимает — заблуждение, все он понимает даже маленький. Неисполнение нами обещаний ребенку — очень серьезная ошибка, влекущая за собой как потерю его доверия, так и то, что он научится так же пользоваться своими обещаниями — сначала с нами, а потом с другими — со всеми вытекающими из этого последствиями.

Доверяя нам, ребенок справедливо ждет, что мы защитим его в случае опасности, утешим в горе, никогда не бросим, встанем на его сторону в конфликтах, сохраним его секреты, не будем смеяться над его недостатками и ошибками. Того же самого мы ждем от тех, кому доверяем и нам очень больно, когда эти ожидания не оправдываются, мы чувствуем, что нас предали. Но почему-то, когда речь идет о ребенке, мы очень легко его предаем, оправдывая себя воспитательными целями.

***

Ребенок очень хочет нам доверять, это ему жизненно необходимо. И он будет рад вернуть нам свое доверие, если увидит, что мы его достойны.

Что нужно делать родителям:

Как не потерять доверие вашего ребенка

С самого раннего возраста к ребенку следует относиться как к равному. Как правило, родители признают этот постулат, но на деле все происходит иначе.

Не бросать слов на ветер: либо действительно исполнить пожелание ребенка, либо сразу объяснить, почему это невозможно.

Ни в коем случае нельзя лгать детям. На вопросы детей нужно отвечать честно и достоверно. Если какую-то информацию, по мнению родителей, ребенку получать еще рано, то ее нужно дать, но дозировано, исходя из его возраста и личных особенностей.

Если дети доверяют свои секреты, мысли и при этом просят хранить сказанное втайне, необходимо держать полученную информацию при себе, не передавая ее никому, в том числе и второму родителю.

Самое важное, что требуется от родителей, чтобы не потерять доверие собственных детей и не стать для них чужими — это любовь, внимание и поддержка. Дети хотят видеть в родителях не только наставников, но и верных друзей.

Пока ребенок маленький — шанс все исправить у нас есть. А лучше сразу беречь искреннее доверие ребенка — это залог не только хороших отношений между вами на всю жизнь, но и того, что из вашего ребенка вырастет морально здоровый и счастливый человек.

Как объяснить, что ребёнок поступает неправильно?

Рекомендации:

  • не спрашивайте, почему малыш намусорил в детском уголке. Дайте ведёрко, тряпочку, пусть соберёт мусор, вытрет пол. Помогите, подскажите, но не делайте всю работу;
  • нельзя пугать наказанием, которое будет позже (или вы о нём забудете вовсе);
  • скажите, что вы расстроились из-за плохого поступка; строгим голосом объясните, что в вашей семье так не поступают;
  • ограничьте сладости, общение с компьютером, пропустите совместный просмотр мультфильмов, поход в кинозал. Ещё варианты: откажитесь от визита в гости из-за его проступка, скажите, что обещанный подарок он пока не заслужил;
  • посадите ребёнка на стульчик или в кресло, пусть спокойно посидит 5–10 минут. Нельзя смеяться, поддаваться на капризы, наигранные слёзы. Всем видом покажите, что вы расстроены;
  • нельзя унижать детей, рассказывать, что вы опозорите его перед близкими/соседями/одноклассниками/ребятами во дворе за его проступки. Низкая самооценка, травмированная психика, злость, упрямство, обида на родителей — далеко не полный перечень последствий неправильных действий «горе — воспитателей»;
  • нельзя шлёпать, бить, запугивать ремнём: малыш будет бояться физического наказания, но не поймёт, почему его ругают;
  • не ставьте в угол, откажитесь от криков, запугивания «плохим дядей», «бабаем», чудищами. Никогда не говорите маленькому проказнику, что вы его бросите/разлюбите/отдадите дяде или злой собаке. Дочка или сын могут испугаться, получить психологическую травму. «Меня не любят, я никому не нужен», — что может быть страшнее для малыша.

Когда нельзя наказывать и ругать детей

Психологи выделяют 5 ситуаций, при которых взывание к совести, наказание только ухудшит положение:

  1. после перенесённой психологической/физической травмы, нервных потрясений. Случаи детского суицида из-за «двойки» в школе, боязни наказания, к сожалению, не единичны;
  2. во время болезни, когда неадекватное поведение, капризы появляются по причине плохого самочувствия;
  3. если вы раздражены, пытаетесь сделать сына или дочку виноватыми в ваших неудачах и проблемах;
  4. во время помощи по дому, при выполнении сложных заданий. Наказание в такой важный момент снизит стремление к самостоятельности, отобьёт охоту участвовать в домашних делах, наведении порядка (всё равно я сделаю не так);
  5. при сомнении в своей правоте. Если вы не знаете, как лучше поступить, подумайте, проанализируйте ситуацию, не наказывайте ребёнка потому, что «так делают другие». В сложной ситуации посоветуйтесь с опытным психологом.

Помните: родительский труд — ежедневное, тяжёлое занятие, но при правильном подходе награда, отдача за любовь, доверие непременно будет.

Основные принципы воспитания счастливого ребёнка:

  • последовательность действий;
  • терпение, настойчивость, желание научить;
  • искренний интерес к делам маленького человечка/дошкольника/подростка;
  • воспитание на личном примере; признание личности в любом возрасте;
  • уважение к мыслям, чувствам детей;
  • нельзя пилить, напоминать по сто раз, чтобы малыш что-то сделал. Такие действия провоцируют истерики, капризы, активное сопротивление;
  • поощрение за выполненные поручения;
  • нельзя поддаваться на провокации, грубость, истерики;
  • не откликайтесь на эмоциональные взрывы маленького капризули, пусть успокоится, тогда и поговорите;
  • откажитесь от физического, психологического насилия по отношению к деткам, но не позволяйте унижать, бить вас и близких;
  • для родителей важно самообразование, постоянное развитие, чтение книг по психологии, статей в научно-популярных журналах;

Если ребёнок не учит уроки, что делать?

Многие родители спрашивают: «Если ребенок не учит уроки, что делать?» Для начала необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Возможно, она банальна — непонимание предмета. Если это так, необходимо помочь ребенку.

Несложные рекомендации, о выполнении домашнего задания.

  • Не превращайте занятие в игру.
  • Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, дайте ребенку немного отдохнуть. Он должен быть бодр и свеж, иначе знания не усвоятся.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности с первого класса.
  • Составьте расписание выполнения уроков. Делайте это совместно с детьми, они должны быть непосредственными участниками процесса.
  • Поощряйте детей.
  • Не забывайте о наказании в виде лишения компьютерных игр, просмотра телевизора.
  • Прогулки на свежем воздухе запрещать нельзя, школьник должен отвлекаться от учебы.
  • Улица — самое подходящее для этого место.
  • Никогда не повышайте голос из-за плохих оценок. Если ребенок не справляется, постарайтесь найти причину. Не получается сделать это самому, обратитесь к профессионалам.
  • Имейте выдержку и терпение.
  • Применение физической силы недопустимо.
  • Объясняйте ребенку, что хорошо учиться в современном мире очень модно. Образование — залог престижной работы в будущем.

Если ребенок не слушается

Дети — главная забота родителей, требующая вложения сил и энергии. К сожалению не всегда наши усилия приводят к желаемым результатам. Непослушание является наиболее распространённой формой сопротивления требованиям или просьбам педагогов и родителей у большинства детей и подростков. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Если ребенок не слушается

Как не ошибиться, распознать проблемы вовремя, выявив причины появления и выстроить правильный алгоритм их решения? Здесь, прежде всего, следует начать с определения причин его появления.

Первая из причин плохого поведения ребенка — желание обратить внимание на себя. Возможно родители, пренебрегая похвалой, принимая положительное поведение ребенка как данность, реагируют только на непослушание. Дети в этом случае, начинают получать хоть какое-то внимание хорошо известным им способом.

Также причиной плохого поведения детей может стать и обратное поведение родных — чрезмерная опека. Особенно, если она сопровождается командным, приказным тоном родителей, проявлением абсолютной власти над ним. В такой ситуации малыш может вести себя плохо для того, чтобы показать свою значимость как самостоятельной единицы, характер и независимость.

Наглядное непослушание ребенок может проявлять в результате нанесенной ему обиды или разочарования. Если малыш считает себя нарочно обиженным, он захочет отомстить. Причиной обиды может послужить невыполнение обещаний, рождение второго ребенка на фоне уменьшения внимания первому малышу, несправедливые наказания.

Как научить ребёнка слушаться?

Ознакомьтесь с принципами, которых необходимо придерживаться в семейном воспитании с целью предупреждения детского непослушания:

  1. Правила. Ребёнок должен чётко знать, что ему можно, а что — нет.
  2. Авторитет. Ребёнок не ищет свободы, он ориентируется на авторитет родителей и на их пример.
  3. Наказание пропорционально нарушению. Пусть ребёнок знает, что если он допустил оплошность, нарушил установленные в семье правила — то за этим последует адекватное наказание.
  4. Не игнорируйте ребёнка как личность. Пусть порицание получит только нехороший поступок ребёнка, а не сам малыш. Нужно говорить: «Ты хороший ребёнок, просто ты сейчас плохо поступил».
  5. Всё в жизни относительно. Прежде чем настоять на чём-то, подумайте: «А действительно ли важно то, что я сейчас требую от ребёнка?» Всё взвесьте и не сердитесь на него, и вы увидите, что у него вскоре отпадёт интерес вытворить что-нибудь эдакое.

Следуя этим правилам, вы вскоре увидите, как ребёнок начнёт вести себя именно так, как вы от него ожидаете. Создайте доверительную атмосферу. Настоящее послушание возможно только в отношениях доверия и честности. Ребёнок видит, что родитель пока лучше знает, как решить те или иные вопросы. В отличие от атмосферы строгости, ребёнок не боится спросить, выяснить, как верно поступить.

Если ребенок не слушается

Главное — вовремя заметить собственные ошибки воспитания и прекратить оскорблять ребенка. Никому не дозволено унижать достоинство другого человека, даже тем, кто подарил ему жизнь. Выражайте недовольство в мягкой, приличной форме, подвергая здоровой критике не самого ребенка, а конкретный неверный поступок.

Педагогика ненасилия

Педагогика ненасилия — относительно новое и непривыч­ное понятие. Однако это направление обретает все большую популярность, становясь приоритетным в современной теории и практике.

Педагогика ненасилия отрицает необходимость применения жестких насильственных методов и средств воспитания ребенка, признает методы мягкого, опосредованного воздействия и право ребенка двигаться в развитии своим темпом.

Педагогика ненасилия

К сожалению, современный ребенок может столкнуться с насилием и на улице, и в образовательном учреждении, и в семье. Широкое распространение в последнее время получило так называемое «медианасилие», оказывающее свое негативное влияние на детей (телевидение и Интернет с их боевиками, фильмами ужасов, триллерами, компьютерными играми, содержащими огромное количество сцен насилия).

Все это говорит о том, что проблема гуманизации детской среды, отказ от принуждения и насилия во взаимоотношениях участников педагогического процесса, является сегодня одной из актуальных жизненных и педагогических проблем.

Ребёнок — Человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете, прежде всего, родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви. Известный педагог и психолог И. С. Кон отмечает: «В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощения мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все».

Педагогика ненасилия

Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития человека.

И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия: семья — ребёнок — нравственность — поступок — семья. Другими словами: «Что посеешь, то и пожнешь».

Выйти из ситуации, когда вдруг кажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут вам, как мы очень верим и надеемся, следующие советы:

  1. Прежде всего — просто постарайтесь сдержаться от сиюминутного проявления гнева и жестокости.
  2. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство. Пожалуйста, помните, что перед вами маленький, беззащитный, зависимый от вас человек, не имеющий права ответить адекватно на вашу жестокость.
  3. Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. 
  4. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
  5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
  7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его? Как его успокоить?
  10. Начните разговор с добрых и поддерживающих ребенка слов. 

Безопасность вашего ребенка

Нам всем (и дети — не исключение) часто кажется, что на знакомой улице, в своем подъезде с нами не может случиться ничего страшного. Чаще всего это действительно так. И все же не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности. Постарайтесь объяснить ребенку, что соблюдение этих правил избавит его от неприятностей, а вас — от лишних переживаний.

1. Следует ежедневно напоминать ребёнку о том, что разговаривать с незнакомцами и брать вещи из их рук нельзя! В случае, когда чужой человек захочет применить силу, малышу нужно немедленно закричать и позвать на помощь.

2. Еще одно правило безопасности на улице настойчиво рекомендует не брать в руки шприцы, разбитые стеклянные бутылки, а также пакеты с непонятным содержимым и так далее.

3. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать основные правила дорожного движения, а именно: где и в каких местах положено переходить дорогу, почему игры рядом с проезжей частью запрещены и так далее.

4. Очень важно научить ребенка постарше предупреждать, куда, когда и с кем он идет гулять. Объясните, что эта информация вам нужна не потому, что вы любопытны и хотите держать его жизнь под контролем, а в целях его безопасности и вашего спокойствия.

5. Объясните, что играть стоит во дворе, а не у дорог, в подвалах, на чердаках и стройках и других небезопасных местах, также стоит избегать контакта с бездомными собаками и кошками, ни в коем случае их не следует дразнить!

6. Если ребенок собирается гулять во дворе своего дома, нужно понимать, что надевать ювелирные украшения и другие дорогостоящие аксессуары нет необходимости. Все дело в том, что эти предметы привлекают внимание преступников и асоциальных лиц.

7. Ключи от квартиры ребенку следует положить в потаенный карман, а не вешать на шею для всеобщего обозрения.

10 заповедей Януша Корчака для родителей

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не унижай!
  • Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  • Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  • Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак

Желаю успехов!


Версия для печати

Поделиться новостью: